"Классика хороша тем, что она не стареет и позволяет режиссерам снова и снова браться за, казалось бы, затёртый до дыр материал и находить в нём новые грани." |
Месяц в деревне Классика хороша тем, что она не стареет и позволяет режиссерам снова и снова браться за, казалось бы, затертый до дыр материал и находить в нем новые грани. Пьеса Ивана Тургенева «Месяц в деревне» хорошо известна театралам и сама по себе, и в постановке многих маститых режиссеров. Памятны и образы, созданные известными актерами: Ольгой Яковлевой, Еленой Шаниной, Сергеем Чонишвили... Признаться, ожидать чего-то особенного от еще одной постановки, где заведомо нет ни звездных имен, ни модного авангарда, не приходилось. И все же чудо свершилось: спектакль «Месяц в деревне», поставленный в театре «Глобус» прибывшим из Ярославля режиссером Александром Кузиным, оставил впечатление мощное, яркое и чем-то похожее на веяние свежего ветерка. Малый зал, на сцене которого идет спектакль, «располагает» действие - в силу ограниченного пространства -- у самых ваших ног. Это все равно, что крупный план в кинематографе. И попробуйте тут «пережать» или «недожать» -- в раз разрушишь доверие к происходящему. Но в этом спектакле фальши нет совсем - ни в словах, ни в жестах, ни в «ауре». Играют все артисты отменно. Да и не играют вовсе, а живут на всю катушку, вовлекая зрителя в свой отнюдь не простой мир страстей и переживаний. Со сцены звучит прекрасная русская речь (актеры будто смакуют слова, произнося их), а сам спектакль стремительно раскручивается, как отпущенная стальная пружина, и смотрится, в результате, с не меньшим напряжением, чем какой-нибудь головокружительный триллер. В случае с отечественной классикой это одновременно и понятно, и неожиданно, поскольку мы обычно готовы поскучать, заранее делая скидку на некую «статуарность» первоисточника. Здесь же получилась история хоть и костюмная (действие происходит в XIX веке, и нет никакого смысла его притягивать за уши к дню сегодняшнему), но абсолютно понятная любому зрителю, пришедшему в зал. Почему? Да потому что и желание любить или хотя бы нравиться кому-то свойственно всем нам, а уж разочарований и предательства с избытком хватит на любую судьбу. Этот спектакль - из тех, когда забываешь смотреть на часы (в ожидании антракта), когда сжимается сердце от сочувствия к персонажам и замирает в ожидании их слов и поступков. Браво, «Глобус»! Хотя стоило мне это написать, как тут же вспомнился один «штришок», мешающий восприятию: все герои этого спектакля ходят по сцене, засыпанной то ли песком, то ли гравием. С одной стороны, это явный плюс, потому что «работает» на реализм и естественность, а с другой -- утяжеляет актерскую задачу и, увы, не все с этим справляются идеально. Отдельных зрителей, например, явно «напрягал» хруст гравия, а уж когда главная героиня, играя проникновенно и волнующе, при этом печатает шаг подобно солдатам на плацу... Сами понимаете! Но больше, честное слово, не за что ругать! Хочется еще раз отметить талант режиссера - заслуженного деятеля искусств России Александра Кузина - и пожелать театру новой с ним встречи. Людмила Смирнова
|